Советы психолога

detski-psixolog72x

 

Типичные ошибки родителей при обучении детей чтению.

 Часто, стараясь подстегнуть ребенка к занятиям, родители совершают ошибки, отбивая у него вообще всякое желание к обучению. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Негативные эмоции ребенка.

Как правило, процесс обучения часто сопровождается различными негативными эмоциями, которые возникают у ребенка. Нельзя забывать, что в 5-6 лет дети еще недостаточно взрослые и быстро утомляются. Если он устал, не нужно настаивать на продолжении занятия, можно попытаться переключить внимание малыша или просто дать ему отдохнуть. Психологи рекомендуют договариваться с ребенком, тогда ему будет проще принять мысль, что учиться необходимо.

Звуки, а не буквы.

Следующей ошибкой родителей, которые начинают своих детей учить читать, является то, что они обучают их буквам, а не звукам. Характеризуя звуки, не стоит сразу говорить, что это звук гласный или согласный, это только запутает малыша и напугает его. Можно дифференцировать их как «поющие» и «непоющие». «Поющие» – это протяжные звуки, а «непоющие» – это звуки с преградами. Так ребенку будет понятнее.

Также ошибкой родителей является то, что они заставляют ребенка учиться читать в принудительной форме.

 К примеру, он смотрит мультфильм, играет на компьютере, рисует или занимается какими-то другими своими делами, мама или папа начинают тащить его заниматься. У детей слова «заниматься» и «уроки» вызывают протест. Чтобы привлечь его внимание к учебному процессу, можно использовать различные упражнения и проводить занятия в игровой форме.

 Запрещено кричать на ребенка, если процесс обучения ему дается с трудом.

Лучше делать акцент на другом: если у него получилось сегодня хоть на капельку лучше, чем вчера, его нужно обязательно похвалить и поощрить. Родителям очень важно поддерживать ребенка, не критиковать, а наоборот, развивать в нем позитивность мышления.     

  Упражнения для обучения чтению. Упражнения и методики, обучающие чтению по слогам.

Обучение чтению включает в себя различные упражнения и игры на концентрацию внимания, тренировку памяти. Родителям приходится прикладывать массу усилий, креатива и творчества, для того, чтобы занятие превратить в праздник. Важно организовывать занятия таким образом, чтобы они превращались в игры. Тогда ребенку будет интереснее заниматься, он сможет дольше концентрировать внимание на том или ином упражнении и получит лучший результат от таких тренировок памяти и внимания.

Рассмотрим подобных несколько игр, которые положительно влияют на обучение чтению, тренировку памяти и внимания. Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же позволяет развиваться оба полушария головного мозга.

Попросите ребенка одной рукой взяться за нос, а другой рукой скрестно взяться на ухо. Затем, отрывая руки, сделать хлопок. После этого нужно поменять положение рук и взяться перекрестно за другое ухо, а другой рукой – до кончика носа.

 Это упражнение поможет ребенку переключиться от игрушек в рабочий процесс и улучшит его внимание и координацию. Как уже говорилось, важно учить ребенка не буквам, а звукам, необходимо научить малыша сливать звуки.

Кроме того, он должен знать графическое написание звуков. Очень хорошо использовать буковки, изготовленные из разного материала и имеющие различную текстуру. Например, для буквы «Ш» можно взять наждачную бумагу. Ребенок, проводя пальцами по ней, запомнить, что буква «Ш» – «шершавая». Эти буквы можно изготовить и подручных средств, которые есть дома. Не нужно за одно занятие давать ему для изучения и исследования сразу все буквы. Лучше делать это дозировано, по 3-5 букв за один раз. Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил произношение звуков и написание букв, важно включать в занятия не только упражнения на тактильность ощущений, но и тренировать зрительную и слуховую память.

Слуховая память тренируется во время игр,

 когда ребенку говорится слово, и он должен «поймать» его хлопком, если в нем есть тот звук, который он изучает.

Можно поиграть в игру, которая называется «Рыболов». Для нее следует подготовить несколько рыбок с буквами и петелькой из скрепки, за которую эту рыбку можно будет подцепить удочкой. Ребенок играя, ловит рыбок, и вслух проговаривает, какие буквы написаны на этих рыбках. Впоследствии из этих рыбок с буквами можно будет составлять целые слоги.

Игра в мяч. В нее можно играть, когда ребенок уже выучил звуки и теперь осваивает сложение их в слоги.

Мама, бросая мячик ребенку, произносит два звука (например, «м», «а»). Ребенок, возвращая мяч назад, должен соединить эти звуки в слог (соответственно, «ма»).

 Времени на такую игру нужно отвести совсем немного, малыш за это время даже не успеет устать, но регулярные ежедневные игры дадут очень хороший результат. К тому же занятия с мячом помогут развить моторику рук.

Закрепление чтения слогов

 Для этого подойдет игра под названием Магазин».

 Для игры понадобятся обычные домашние вещи, игрушки и прочее. Придется заготовить импровизированные деньги, на которых вместо денежных знаков будут написаны различные слоги.

Ребенку нужно будет выбрать любой предмет и найти в своих «деньгах» тот слог, который есть в названии этого предмета.

 После того, как ребенок выучил слоги, звуки и буквы, следует переходить к чтению слов. Для того, чтобы научить этому, можно играть в игру «Повтори». На листе бумаги нужно написать длинное слово крупными печатными буквами, а также заготовить отдельные буквы этого слова, написанные на отдельных листочках. Ребенку нужно будет выложить слово из отдельных букв. Моно использовать специальные кубики с буквами на сторонах. В конце, слово нужно постараться прочитать. Если у ребенка получаются все вышеперечисленные упражнения, то можно переходить к чтению несложных текстов. Здесь лучше выбирать тексты с красочными иллюстрациями, чтобы развивать у ребенка еще и образное мышление. Картинки в тексте дают возможность не только понимать, но и представлять прочитанное. Можно давать ребенку тексты с пропущенными буквами в словах, это закрепит его знания и умения в чтении.

Удачи!