Советы зав. по УВР

2423

Советы родителям

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. именно дидактическая игра — это специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую (обучающую) задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы

цифры      Игры с цифрами и числами.

     Упражняют детей в прямом и обратном счете, закрепляют порядок следования чисел натурального                       ряда, представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, реакцию, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.

  1.         1.Игра « Путаница».  В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда   ребенок закрывает глаза, цифры меняют местами. Ребенок  находит эти изменения и возвращает цифры на свои   места.
  2. Игра « Какой цифры не стало?»  В игре также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
  3. Игра « Которой игрушки не стало»Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игры путешествия во времени.

Уточняют и закрепляют временные понятия, развивают коммуникативные навыки детей. Особенно дети любят игры с мячом «Утро, день, вечер, ночь»«Лови, бросай, дни недели называй»«Что за чем?»«Круглый год». Поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия     дней недели, частей суток, месяцев и т. д. время года

             Игры на развитие пространственных представлений детей.

    «Путешествие»,  «Кто первым отыщет игрушку?»«Мастерская ковров».

   По просьбе сказочного героя, ребенку  нужно найти игрушку в комнате по словесной инструкции. «От стола пройти 3   шага  вправо, 2 прямо и т. д. ". ребенок выполняет задание, находит игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме   дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме ребенок  должен определить, где находится спрятанный предмет. 

В игре «Мастерская ковров» ребенок сам создает свой оригинальный узор из геометрических фигур, затем рассказывает про него. «Красный круг в центре, в правом верхнем углу – зеленый треугольник, в правом нижнем – голубой и т. д.»   геометрич фигуры

Игры с геометрическими фигурами.

Способствуют развитию сенсорного восприятия, расширению представлений о геометрических фигурах и формах.

  1.  Игра «Чудесный мешочек»  хорошо знакома дошкольникам. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру.
  2. Игра «Кто больше увидит?»  На доске или столе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Ребенок рассматривает и запоминает их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Ребенку  предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на столе.
  3.  Игра «Найди предмет такой же формы» У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д. Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
  4. Игра «Посмотри вокруг»  помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра может проводиться в виде соревнования, а также на прогулке или по дороге в д/сад.
  5. Игра «Геометрическая мозаика»  на составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу.

Для развития логического мышления  мы рекомендуем использовать  игры – головоломки. Они развивают у детей:  пространственное воображение, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, логическое мышление, воображение, сообразительность, наблюдательность. 

палочки К.    Кроме этого мы рекомендуем использовать дидактические материалы для развивающих игр нового поколения – это   Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, игры Воскобовича, которые мы успешно используем в своей работе для   интеллектуального развития наших воспитанников. воскобовичблоки

 

 

 

 

 

Логикалық және математикалық ойындар арқылы мектепке дейінгі балалардың логикалық ойлау қабілетін дамыту.
 

Баланың байқағыштық, зерттеп салыстыру, сезім қабілетін дамытуға, баланың заттарды белгілері бойынша тану, түйсіну қабілетін ұштап қана қоймай, сонымен қатар сөздік қорын молайтуда логикалық ойындардың орны ерекше болып табылады. Негізінде баланың логикалық ойлау қабілеті дегеніміз – қарапайым математикалық алғашқы ұғымдарын меңгертуден басталады десек қателеспейміз.Балалардың кәсіби дайындық деңгейін көтеру, тәрбиешілердің дамыту тәжірибесі, белсенді қарым – қатынас арқылы жүргізіледі. Балалармен жұмыста қызығушылық әдістер мен технологияларды іздеу үшін қызығушылығына жәрдемдесу мақсатында  мектепке дейінгі балабақшада балаларға логикалық — математикалық ойындарды пайдаланамыз. Бұл олардың қиялын дамыту үшін балалардың шығармашылық және интеллектуалдық қабілетін дамытуға, логикалық ойлауына, математикалық ұғымдарды үйренуге мүмкіндік береді . Сондықтан  математика ойындары арқылы танымдық белсенділігін дамыту, логикалық ойлау, өзін — өзі тану және рефлекциялық ұмтылысын арттыру, ақыл — ой қабілетін дамытуға ықпал ету.
Енді тәрбиешілеріміздің бірнеше таным саласының логикалық математикалық қатысуына, көруіне шақырамын.
1. "Өрнек құрастыру" төртбұрышты тақтайшаларға түрлі пішіндер орналастыру. Бұл балаларды ойлау қабілетін дамытады және саусақ маторикасын дамытады.
2. Таяқшаларды санау. "Логикалық тізбектер"
3. Біз "Шытырманды жұмбақ" шешейік. Әр тәрбиеші 16 таяқшадан алып одан 5 төртбұрыш жасауды ұсынамын.
4. Фигураларды орналастырайық. Бізде түрлі — түсті фигуралар бар. Түстері әр түрлі және пішіндері де кәне әр қайсың біз өз орнына бөлек орналастырайық. Яғни төртбұрышты бөлек, үшбұрышты бөлек, дөңгелекті бөлек көрейік.
5. Бесінші ойынымыз. "Бағбандар". Екі — екіден бөлініп 3 — 4 команда құрамыз. Әрбір команда гүл тәріздес шеңбер таңдайды, сол шеңберге пішіндерді лақтырып (түсі, пішіні, көлемін анықтап) өз бақшасындағы қандай жеміске ұқсайтынын айтады.
Қорытындылай келе әр топтың жас ерекшелігіне қарай логикалық — математикалық ойындарды пайдалана отырып, мектепке дейінгі балалармен тәуелсіз және жеке логикалық ойлау қабілетін қарапайым математикалық ұғымдар арқылы дамытамыз. Балалардың логикалық — математикалық ұғымдардың өзін — өзі тану жолдарын меңгеруге көмектесеміз. Балаларды мектепке дайындау үшін дидактикалық материалдарымен жұмыс істеу маңызды.Сондықтан, дидактикалық материалдарды  жаңартып, толықтыра отырып, педагогтар үнемі  ізденіс үстінде болады.